Ремесленники мира съехались в Коканд

Фото: Гульчачак Ханнанова

В одном из древнейших городов Узбекистана Коканде с 10 по 16 сентября ярко и масштабно прошел Первый международный фестиваль народно-прикладного искусства. Он был организован согласно распоряжению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, подписанному в ноябре прошлого года, а организаторами выступили Ассоциация народных умельцев «Хунарманд», Торгово-промышленная палата, министерство культуры, Госкомтуризма, Художественная академия, Академия наук Узбекистана и хокимият Ферганской области этой страны. Фестиваль собрал мастеров из 83 стран мира, из 153 районов самого Узбекистана и представил на лучшие работы в 34 видах прикладного искусства.
Узбекистан известен как страна, бережно хранящая древние традиции ремесленничества. Почти во всех ее регионах есть своеобразные школы народно-прикладного искусства, секреты мастерства в которых передаются из поколения в поколение. Не случайно местом проведения первого фестиваля, на котором впервые их достижения были представлены наиболее полно, стал город Коканд, бывший в древности одной из столиц Великого Шелкового пути. По решению Всемирного совета ремесел по Азиатско-Тихоокеанскому региону этот город первым среди стран Центральной Азии получил в этом году сертификат «Всемирный город ремесленников». Список таких городов-ремесленников формируется с 2014 года и в него сегодня включены 36 городов мира.  

Коканд издревле считался культурным центром, где бурно развивались народные промыслы и прикладное искусство — местные мастера приложили руку даже к строительству Тадж-Махала. По сей день в нем процветает множество видов ремесленничества — резьба по дереву, ковка, ювелирное дело и ткачество. В целом в Ферганской долине, где находится Коканд, действует более 4000 ремесленных мастерских и расположены такие жемчужины народного творчества, как Риштан, где изготавливают известную во всем мире расписную посуду ручной работы,, и Маргилан — прославленный город шелков и абровых тканей, иката, 

Президент страны Шавкат Мирзиёев, выступивший на открытии фестиваля, назвал его целью «укрепление дружбы, культурно-гуманитарных связей между народами и сохранение и возрождение древних традиций ремесленничества». Площадка фестиваля была развернута на огромной территории вокруг дворца Худоёр-хана, разделенной на 13 городков мастеров из различных территории Узбекистана. Свои экспозиции на ней развернули все 83 страны-участницы, в том числе Россия. В программе были ярмарки, яркие церемонии открытия и закрытия,  знакомство с достопримечательностями ремесленнических городов Ферганской долины, неделя моды Kokand fashion, парад-шествие ремесленников, конкурсы, выставки-продажи предметов прикладного творчества, тренинги и мастер-классы, концертные программы.

В рамках фестиваля прошла также научно-практическая конференция, участники которой обсудит перспективы развития ремесленничества и народно-прикладного искусства в мире. Заметным событием стали также презентация «Онлайн-энциклопедии ремесел в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATP)» создававшейся в течение трех последних лет — уникальной базы данных об изготовителях традиционных изделий ручной работы.

Российскую делегацию на фестивале возглавлял министр культуры РФ Владимир Мединский, оценил большую важность подобных проектов. «Это очень важно в наше время, в эпоху глобализации, когда мы, по сути, теряем свои корни. Народная традиция, народная культура, народные промыслы – все это вытесняется унифицированной продукцией. Но мы сильны именно тем, что помним свои традиции, свою семью, своих предков», — отметил он.

Директор Государственного Российского дома творчества имени В. Поленова, президент российской Национальной секции Международного совета фестивалей фольклора и традиционного искусства (CIOFF) Тамара Пуртова, также побывавшая в Коканде, отметила важность участия в нем российской делегации в связи с предстоящей в России Всемирной Фольклориадой. Она пройдет в июле-августе 2020 года в Уфе и также соберет около сотни стран-участниц — представителей самодеятельного фольклорного движения, неразрывно связанного с народно-прикладным творчеством.

«По положению CIOFF, организатора Фольклориады, в ней принимают участием только страны-члены этого международного сообщества. Но по нашей просьбе для стран СНГ, в том числе Узбекистана, не являющихся пока членами CIOFF, будет сделано исключение. Мы надеемся принять узбекский фольклорный коллектив в Уфе, — рассказала она. —   В последние годы наши связи с Узбекистаном в области народного творчества не были очень тесными, и я использую пребывание здесь для того, чтобы восстановить утерянные контакты. Узбекская культура всегда отличается уникальностью, этническим своеобразием с большим диапазоном различий от региона к региону, и я вижу, с каким энтузиазмом и размахом в стране взялись за это направление». 

В России, отметила Тамара Пуртова, существует около 200 аналогов фестивалей и выставок, на которых мастера народно-прикладного творчества могут показать свои достижения. Самые крупные из них — это выставки из серии «Русь мастеровая», собирающие ежегодно лучших мастеров в разных регионах России. В Коканде свое мастерство представили умельцы из Башкортостана, Москвы, Краснодара, Архангельской, Тамбовской областей, Татарстана и других российских регионов. Они привезли на суд местных зрителей уникальные женские украшения, ковры, национальную вышивку, фарфоровые изделия, народные костюмы, декоративные изделия, музыкальные инструменты ручной работы, предметы интерьера. В частности, Башкирское художественное объединение «Агидель», известное своими мастерами лаковой росписи и национальной одежды, развернуло на фестивальной экспозиции свою юрту и привлекало сотни гостей игрой на национальном инструменте — курае. Признание международного жюри получили работы из керамики молодого дизайнера из Московской области Полина Матвеевой — ей были вручены сертификат и денежный приз на развитие авторской мастерской. 

Фестиваль в Коканде, меж тем, решено проводить традиционно, один раз в два года. Он обещает стать одним из самых привлекательных туристических событий в Узбекистане, где недавними решениями руководства страны взят курс на масштабное развитие туристической индустрии. В стране сегодня предоставляются серьезные льготы структурам, которые занимаются привлечением в страну туристов и строительством туристической инфраструктуры. Уже сейчас она ежегодно принимает тысячи туристов, как из Европы, так и из Азии. Российский поток туристов в Узбекистан в последние годы также заметно растет: появляются новые прямые авиарейсы из разных городов России в узбекские города, для их приема строятся новые гостиницы и создаются новые маршруты. Если раньше самолеты, летающие из России в Ташкент и обратно, были заполнены в основном мигрантами из Узбекистана, едущими на работу в Россию и домой, то теперь путешественников на этих рейсах, как минимум, не меньше. В стране разработана «дорожная карта» по привлечению туристического потока из России наравне с еще 23 странами, которые в Узбекистане считают для себя приоритетными туристическими рынками. Немало россиян едут в Узбекистан в гастрономические, паломнические туры, экстрим-туры по горам и пустыне.

Что касается Коканда, то благодаря фестивалю город получит, как ожидается, огромную поддержку. В нем создана одноименная свободная экономическая зона «Коканд», предусматривающая привлечение иностранных инвестиций в комплексное развитие города и соседнего центра национального текстиля — города Маргилана. В течение ближайших трех лет для развития этих двух городов планируется привлечь льготные кредиты международных финансовых институтов на сумму более 1,3 миллиарда долларов США для развития предпринимательства, в том числе ремесленных мастерских, модернизации городской инфраструктуры и других целей.

Фото автора

Источник